Проходит совсем немного времени, и снова объявление: набирается группа на курсы по программе Intel «Обучение для будущего» в 2005 г. Теперь уже, уверенная в себе, я в числе «первых ласточек» становлюсь слушателем курсов, которые проводились тьютором Черных Галиной Евгеньевной. Этот момент стал в моей педагогической деятельности переломным. Безумно интересные занятия с огромным количеством новой информации, волшебные превращения, которые создавались нашими руками, несли такой заряд энергии на работу, что я спешила донести всё освоенное мною своим ученикам, тогда ещё семиклашкам. И у нас получилось. За короткий срок мы создали замечательные проекты, буклеты, веб-странички и многое другое по теме «История переселения российских немцев на территорию Поволжья и Оренбуржья», выступили с этим проектом на городской научно-практической конференции, заняв первое место. С тех пор остановиться мы уже не можем. Повзрослели ребята, набралась мудрости и я. В нашей копилке много замечательных проектов на различную тематику, и с каждым годом она пополняется, потому что теперь уже к нам присоединяются всё новые и новые ребята. Мои ученики создали такие проекты как «В поисках следов и корней» (исследование корней российских немцев), «Немецкая национальная кухня», «Экология г. Сорочинска» (видеоверсия), «Неизвестные страницы биографии П.И. Чайковского» (слайд-шоу), «Здоровый образ жизни в России и Германии» (исследовательская работа), «Праздники и традиции России и Германии. Сравнение двух культур» (исследовательская работа).…….. Немаловажным в нашей совместной с ребятами работе является использование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint. В реальности – это самая доступная программа - она не сложна и всегда есть на компьютере и, что самое главное, является логическим продолжением проведённой предварительной работы в Интернет. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимация, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. На протяжении этих лет в городе традиционными стали научно-практические конференции, на которых интеграция русской и немецкой культур способствует воспитанию учащихся в духе «Я – гражданин Мира», которая ведет к осознанию общности людей различных наций и национальностей. Кроме того, с 2005 года на базе средней школы №4 действуют 2 клуба интернациональной дружбы, которые поддерживают тесные взаимоотношения с другими клубами нашего района, ведётся постоянная переписка с ребятами из Германии, организуются встречи с представителями-носителями языка, преподавателями из Германии. Ребята состоят в электронной переписке со сверстниками из других стран, занимаются исследовательской работой, поддерживают дружеские отношения с ребятами из района. Следующим немаловажным этапом своей работы я считаю создание веб-сайтов. Так, мною, руководителем ГМО учителей немецкого языка, в 2007 году был создан веб-сайт, который является своего рода хранилищем образовательных ресурсов, созданных учителями города и их коллегами из России. Контент сайта представлен материалами из опыта работы учителей немецкого языка школ города, планами уроков с использованием компьютерных программ и Интернет, тестами, контрольными работами, материалами научно-практических конференций, портфолио учителей, видеоматериалами конкурсных работ, фотоархивом. Примечательно, что статьи, представленные на нашем веб-сайте, публикуются даже на новостном канале орен.ру. Не менее интересно то, что на сайте ведётся также блог, где каждый может выразить впечатления о своих педагогических достижениях. Нельзя не отметить тот факт, что в разделе «Друзья сайта» представлены такие маститые порталы как ГУ РЦРО г. Оренбурга, отдел образования администрации г. Сорочинска, сообщество творческих учителей немецкого языка в сети ИТН, Интергу.ру, институт им. Гёте. Веб-сайт содержит также и детскую страничку, где ребята из клуба «Содружество» рассказывают о своей переписке со сверстниками из Европы, добавляют фотографии с проведённых мероприятий, письма, которые отправлены ими друзьям. Любимое наше детище – это Интернет-проекты, которые проводятся при содействии института им. Гёте в Москве. Нам посчастливилось принять участие в таких наиболее популярных школьных проектах, как «Odyssee spielend, reisend», «Mediterrania» - это E-Mail игра для учащихся в возрасте до 15 лет. Правила: Задача состоит в том, чтобы при помощи полученной информации определить, в какой стране, в каком городе находятся партнеры по проекту. Во время поиска нами использовалась информация из Единой коллекции образовательных ресурсов. Кроме того, во время работы над данным проектом учащиеся обращались за помощью в Электронную библиотеку, где ребята работали с материалом, способствующим выполнению заданий. По окончании игры с друзьями из города Казимириц (Польша), Кемпер (Франция, провинция Бретань), Марибург (Словения) мы вступили в обычную переписку, рассказывая о себе и отправляя фотографии. Мои ребята познакомились с программой коллажирования фотографий и сделали прекрасные презентации о своём классе и родном городе. Результатом данного проекта стало создание интернационального Клуба молодежной дружбы в 2008 году, где каждая страна должна рассказать о своей школе и родном городе. Кроме того, ребята ведут здесь блоги, где делятся впечатлениями о проекте. Младшие школьники приняли участие в Интернет-проекте Mediterrania, в процессе которого вели интенсивную электронную переписку со своими сверстниками из Польши. Результатом этого проекта стал видеоролик о своём родном городе. Ребята из г. Сорочинска создали также фотоархив. Существуют различные электронные проекты, в которых учащиеся, исходя из своих способностей и возможностей, могут принять в них участие. Например, экологический проект «Гёте-института» «Заяц Ханс путешествует по миру» для начальных классов. Я со своими учениками участвую в экологическом проекте. Цель этого проекта – сбор материала о своей малой родине, куда входят рисунки, мини-рассказы, поделки из природного материала. При этом заполняется присланный по почте в посылке экологический дневник, который должен обойти все страны мира, участвующие в этом проекте. Затем вся информация выкладывается на сайте goethe.de. Моя роль и участие в работе над проектами складывается из постоянного творческого сотрудничества учитель–ученик. Мы учимся вместе работать, творить. Мои ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это уже успехи нравственного воспитания. В рамках реализации образовательных проектов я разработала программный Интернет-курс «Привет из Берлина» для учащихся 8-10 классов. Цель его изучения – развитие коммуникативной компетенции у учащихся. Разработан этот мультимедийный курс с применением видеофильмов, презентаций, т.к. решение проблемы предполагает применение новейших информационных технологий с целью формирования информационной грамотности развития к самостоятельной аналитической работе. Заслуживает отдельного внимания участие детей в региональных и всесоюзных конкурсах. Участвуя в них, они самостоятельно учатся создавать цифровые образовательные ресурсы. Так, участвуя в 2008 году в конкурсе видеороликов «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», представленным общенациональным образовательным проектом с международным участием, ученица 5 класса Мустаева Неля стала победительницей и вошла в десятку лучших ребят и завоевала видеокамеру. Моими учащимися были созданы 4 видеоролика, представленных на сайте YouTube для этого конкурса. А ученица 9 класса Щербакова Ирина в 2008 году стала дипломанткой Интернет-конкурса «Ум@ник» в номинации «Мир моих увлечений», куда представила презентацию в формате Power Point «Мгновение, остановись!», она же спустя год представила научно-исследовательскую работу «История переселения немцев на территорию Поволжья и Оренбуржье» в областном конкурсе научно-исследовательских работ «Растим патриотов» в номинации «Краеведение» и вышла в финал. Нужно отметить, что эта работа явилась итогом четырёхлетней работы, которую ребята начали вместе с изучением программы Intel в 2005 году. На общеобразовательном портале letopisi.ru у нас есть своя страничка, где мои ребята сделали заявку на участие в конкурсах, представленных на этом портале («Бумеранг, лети и возвращайся!» (создание видеороликов) – 6 класс, «Хочется праздника» - 10 классы). А в 2009 году с нового учебного года мы планируем запустить новый совместный образовательный проект на Кампусе (Россия (Белгород, Сорочинск), Италия). Огромный потенциал, заложенный в процессе обучения, послужил стимулом для дальнейшей плодотворной работы. 2006 год ознаменовался моим участием в конкурсе «Учитель года», где я заняла почётное 2 место. В 2007 году участвую в конкурсе педагогических технологий «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий» с Интернет-уроком «Природа и мы. Сохраним леса для потомков», созданного благодаря знаниям, полученным в процессе обучения по программе Intel. В 2008 году заведующая кафедрой немецкого языка Белгородского государственного университета Кузьмина О.В. приглашает меня на областную конференцию с международным участием, где я принимаю заочное участие с докладом «Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка» (статья в сборнике). ИКТ-компетентность даёт мне возможность получить в 2008 году звание учителя-профессионала 2 гурии во Всероссийском сетевом сообществе педагогов «ИнтерГуРу» (свидетельство), стать координатором Интернет-проекта «Одиссея», проводимым Гёте-институтом. 2009 год позволил мне и моим ребятам проявить свой творческий потенциал в конкурсе «Молодёжная волна», проводимым в сети ИТН сообществом «Классный руководитель 21 века», где ребята освоили новые компьютерные программы, позволяющие им делать замечательные видеоролики и презентации, работать в Интернете для поиска необходимой информации. Венцом нашего триумфального шествия по пути к освоению возможностей Интернет-технологий стало участие в конкурсе «Самый классный классный», в процессе подготовки к которому ребята создали замечательные презентации, видеофильмы, визитки и проекты для открытых уроков. Что бы мне хотелось сказать в заключение моей истории успеха?! С гордостью за моих учеников и за себя могу сказать, мы заслужили пятёрку за весь тот путь, который мы прошли в течение этих 5 лет. Intel – «Обучение для будущего» – это наше настоящее и будущее, это залог нашего успеха. Спасибо нашим помощникам – Юртаевой Светлане Александровне, Тимохиной Е.Г. за их доброту, отзывчивость и веру в нас. Отдельные слова благодарности всем организаторам проекта Intel.
|