Понедельник, 26.02.2018, 00:05
ГМО учителей немецкого языка
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Дневник Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 279

Главная » 2013 » Январь » 30 » Личностно-ориентированный подход» в обучении ИЯ
Личностно-ориентированный подход» в обучении ИЯ
20:02
В связи с тем, что современная модель образовательного процесса ориентирована на переход от «школы знаний» к «школе мышления», на первый план обучения ИЯ выдвигается вот уже не первый год «личностно-ориентированный подход».
С одной стороны, учитывая возрастные и психологические особенности обучаемых необходимо учитывать ещё ряд факторов и параметров, которые являются основополагающими при реализации этого подхода. К ним относятся такие как уровень обученности уч-ся, потенциальная способность к обучению, способность к овладению ИЯ, способность общения на ИЯ, а также мотивация к изучению ИЯ, интеллектуальный уровень, степень уверенности в своих возможностях и способность к самодисциплине.
А с другой стороны, неотъемлемой составляющей такого подхода является и умелое построение работы с учебником. Ведь, ни один учебник не может удовлетворить разнообразные потребности уч-ся и соответствовать уровню развития способностей и индивидуальным способностям каждого из обучаемых. Поэтому при планировании уроков, основываясь на рекомендации авторов учебников, необходимо адаптировать материалы учебника к конкретным учебным ситуациям и к каждой учебной группе. Это означает использование широкого спектра учебных материалов различными способами, чтобы удовлетворить потребности учащихся разного уровня обученности и разной степени мотивированности. Необходимо составлять такой комплекс упражнений, который позволил бы включить в учебный процесс как можно больше уч-ся, а лучше всего всех уч-ся. Но, это не означает, что учебник не нужен, наоборот, материалы учебника должны использоваться, но только в той мере, в какой это необходимо для реализации целей урока, а это в свою очередь предполагает исключение бездумного прохождения учебника.
Известно, что различные учащиеся нуждаются в различных по качеству и объёму комплексах упражнений, поэтому предлагаемый комплекс упражнений должен быть выстроен с учётом личностных особенностей школьников: например, может ли он вывести правило на основе данных примеров, какова скорость усвоения материала, (при необходимости разбить материал, который предлагает учебник, на части). Кроме того, учителю необходимо ставить перед учащимися такие цели, которые бы способствовали проявлению интереса у как можно большего числа обучаемых.
Учитель должен знать так называемую «зону ближайшего развития ученика», то есть, какого уровня владения языком, по оценке учителя, можно ожидать от данного школьника, в какой степени уч-ся владеет тем или иным речевым умением. Необходимо продумать, что потребуется уч-ся для выполнения поставленной цели, то есть насколько велика и посильна будет подготовительная работа, сколько времени он затратит. От всех этих факторов будет зависеть успешность выполнения ряда упражнений учеником.
В последнее время всё чаще используется стратегия, которая называется «обязательное плюс факультативное». Например, класс получает некоторое количество материалов или заданий, часть из которых должна быть выполнена всеми учащимися. Другая часть является факультативной и выполняется уч-ся в том объёме и на том уровне трудности, которые они сами для себя определяют. Но основная часть должна быть доступна всем школьникам, даже самым слабо подготовленным. Таким образом, каждый выполнит свою работу успешно, однако объём работы и уровень трудности, которого достигают уч-ся, может варьироваться от ученика к ученику.
Учитель при составлении тематического планирования, опираясь на требовании программы, должен определить, какой частью материала необходимо овладеть всем учащимся, какую часть – углублённо, а какую – дифференцированно.
При «личностно-ориентированном подходе» особое внимание уделяется ещё одной стратегии – «сотрудничество обучаемых». Это групповая или парная работа, где пары или тройки формируются из учеников с разным уровнем обученности.
Например, упражнение «Вспомни и поделись с другим»: учащимся предъявляется небольшой текст в письменном виде или звуковом. Затем учитель собирает листы и предлагает уч-ся по памяти записать всё, что им удалось запомнить (время ограничено). Ученики обсуждают сначала в парах свои результаты, и даже слабый ученик имеет возможность расширить свой список за счёт помощи сильного ученика. Можно предложить обменяться результатами работы.
Для реализации ЛОП можно использовать
— задания открытого типа. Продолжение рассказа, описание картинки…. Это те задания, которые не имеют единственно правильное решение или ответа и позволяют уч-ся справиться с ними при любом уровне владение языком и дать ответ того объёма и уровня сложности, который ему посилен;
— вопросно-ответное упражнение:
Предлагается ответить на вопросы после текста, но в той последовательности, которую ученик выберет сам. Он сам решает, с какого вопроса он начнёт. Это позволяет уч-ся выбрать те вопросы, которые ему понятны и посильны. Либо предлагается вычеркнуть те вопросы, которые для них неинтересны или непонятны, и вместо них записывает свои;
— подбор соответствий:
(способствует развитию нестандартного мышления)
Парами выполняется следующее задание: надо найти соответствия (словосочетания, слова). Слабый ученик найдет наиболее очевидное соответствие, а сильный менее очевидное и сможет обосновать слабому «почему так»;
— пишем ровно пять минут:
Мини-текст на заданную тему. Сильный ученик может диктовать слабому записывать текст, одновременно корректируя написанное, либо слабый ученик диктует свои предложения, а сильный корректируя их, записывает ещё и свои. Либо каждый записывает, а потом дополняют друг друга. А затем все обсуждают.
— временные пары:
Значительно обогащается речевой опыт учащихся и улучшается благоприятный климат в классе, если учитель постоянно меняет состав пар и групп, включая школьников в общение с разными одноклассниками.
Все эти упражнения позволяют максимально вовлечь школьников в учебный процесс, вызвать у них интерес, и что не менее важно, у школьников, которым «скучно» на уроке, т.е которые испытывают «интеллектуальную незагруженность», не останется времени для нарушения дисциплины.
Значит, реализация «личностно-ориентированного подхода» в обучении ИЯ означает, что каждый школьник должен в любой момент урока максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав для себя из ряда упражнений подходящее лично ему упражнение. Это позволяет эффективно овладеть ИЯ всем ученикам.
Просмотров: 892 | Добавил: changela | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3
3  
На своих уроках я применяю разноуровневые карточки. диктанты, диалоги.

2  
Несмотря на то. что мы работаем со студентами, но трудности те же. Некоторым необходим индивидуальный подход, что повышает мотивацию к изучению ИЯ.

1  
На своих урок я всегда использую технологию личностно-ориентированного подхода. использую при этом разные формы работы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Друзья сайта

Отдел образования администрации г. Сорочинска

Сообщество творческих учителей немецкого языка

Персональный сайт Литвиненко Елены Александровны


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018 Бесплатный хостинг uCoz